Главная
Регистрация
Вход
 
Вторник
23.04.2024
11:00
Приветствую Вас Гость программы | RSS

РЕСУРСНО-ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЦЕНТР

ЭКОПОСЕЛЕНИЙ В КАРПАТСКОМ РЕГИОНЕ
 
реализует: Программу создания экопоселения "Звездный ветер"

Форма входа

Статистика

 


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Участников Программы 0

 


Новости Программы

Конференции, семинары, мастер-классы [0]
Новости Рабочей группы розработчиков Стратегии [0]
Новости Программы "Звездный Ветер" [1]


Меню РИЦ


 Создание кластеров 
УДК 334.012.32.012.64(082)

МОХОВА Е.А.

Создание кластеров
Институт Дружбы народов Кавказа,
г. Ставрополь, Россия

 

В условиях экономического кризиса еще более возрастает роль малого бизнеса в экономике любой страны. Ряд экономистов полагает, что «дно кризиса» пройдено, но при продолжении стагнации, упадка промышленности и других явлений, сопутствующих экономическому кризису, малое предпринимательство становится наиболее перспективной сферой развития экономики.

 

Об успешной работе предприятия можно говорить в том случае, когда предприятие способно к самоорганизации и сохранении устойчивости. Обычно под самоорганизацией предприятий называют способность к конкуренции и инновациям. Таким образом, для предприятий малого и среднего бизнеса первоочередным является решение вопроса конкурентоспособности.

 

Мировая практика дает нам вполне однозначный ответ: «малышам» следует объединяться в группы – кластеры. Этой тактики придерживается и ряд регионов нашей страны, в том числе и Юг России.

 

Предприятия кластера как важного геополитического явления и промышленных форм организации бизнеса являются более конкурентоспособными, а так же положительно влияют на конкурентоспособность как экономики отдельного региона, так и страны в целом.

 

Это обусловлено тем, что различные предприятия кластера не только могут в полной мере использовать преимущества высокой эффективности и гибкости, специализации промышленности и разделения труда, но также могут иметь преимущества крупных предприятий в применении информации и технологических инноваций, формировании конкуренции и механизма сотрудничества в целях содействия региональному экономическому развитию.

 

С конца ХХ века во многих государствах при разработке промышленной политики стал применяться кластерный подход к анализу структуры экономики. В данном случае кластерный подход основывается на анализе структуры экономики страны и оценке перспектив конкурентоспособности действующих и развивающихся промышленных, инновационных, сельскохозяйственных и др. кластеров [1, с. 1].

 

Более того, кластерный подход в промышленности позволяет выявить новые возможности повышения производительности труда без снижения интенсивности конкуренции [2, с. 4].

 

Применение кластерного подхода основано на разбиении исходной совокупности объектов на группы близких, схожих между собой объектов – кластеров. Кластерный подход сегодня становится одним из приоритетных методов реализации экономической политики государства, так как является наиболее эффективным инструментом поддержки национального бизнеса в глобальной конкуренции [3, с. 38].

 

Мировая практика свидетельствует о том, что кластерный подход, во-первых, является средством достижения целей промышленной политики (структурные изменения, повышение конкурентоспособности, усиление инновационной направленности и пр.), во-вторых, это мощный инструмент стимулирования регионального развития. Следовательно, в конечном итоге он способствует увеличению занятости, заработной платы, отчислений в бюджеты различных уровней, повышении устойчивости и конкурентоспособности региональной промышленности.

 

Малые предприятия объединяются в кластер, и это уже особый субъект рынка. И это немаловажно, так как в данном случае субъектом рынка выступают не просто малые предприятия, а их кластер. И для этого участника рынка оценка результативности функционирования уже может даваться, во-первых, с позиции успешности функционирования кластера, а, во-вторых, с позиции входящего в него отдельного малого предприятия.

 

Кроме того, результативность функционирования кластера также можно оценивать и со стороны последствий для экономики государства. Во-первых, успешное функционирование кластера есть гарантия создания и сохранения рабочих мест людям, работающим в малом бизнесе. А, следовательно, сохраняется налоговая база. Более того, происходит сокращение выплат по безработице, то есть снижаются суммы выплат из госбюджета. Поэтому, государство всегда должно проявлять и проявляет заботу о малом бизнесе.

 

Идеи кластеризации предприятий выдвигал еще А.Маршалл в своих «Принципах Экономики», хотя им и не было дано определение кластеров предприятий [5, с.22]. Но понятия, схожие с определением кластера предприятий использовали авторы, занимавшиеся исследованием проблем технологической связи между различными отраслями, так как для производства конечной продукции в кластер объединяются производители из разных отраслей.

 

Была совершена попытка для описания семейств технологически взаимосвязанных секторов ввести в обиход термин «фильеры», который означал следующее: технологическая мощь одного сектора зависит от другого. То есть, данный термин является предвестником понятия «кластеры», которое, несомненно, является более широким.

 

Таким образом, кластеры стали формироваться. Причины их возникновения кроются в том, что, с одной стороны предпосылки для формирования тесных технологических связей между мелкими производителями уже созрели; с другой, посредством формирования кластеров малых предприятий в связанных между собой секторах экономики конкретной страны появилась возможность реализации национальных преимуществ.

 

Первые кластеры малых предприятий по всей вероятности создавались стихийно. Это самый жизнеспособный тип предприятий, так как бизнес-лидерам ясно, что и как необходимо делать. Примером такого спонтанного кластера является кластер в Туттлингене [5, с. 116]. Переход к производству хирургических инструментов здесь во многом был спровоцирован успехами конкурирующих производителей ножей из Солингена.

 

В начале прошлого века резко увеличилось количество видов хирургических инструментов. И, следовательно, производители под влиянием рынка были вынуждены перепрофилировать бизнес и установить доверительные отношения между производителями этого региона.

 

Однако кластеры предприятий могут формироваться и искусственно, то есть осознанно. Примеров тому множество. Так, в Пакистане с усилением господства Великобритании возник вопрос контроля над производством и продажей холодного оружия, которое даже попадало в руки повстанцев. Кроме того, колониальные войска разместили госпиталь Христианской миссии [2, с. 116]. Ему требовались хирургические инструменты, и рынок медицинских инструментов стал формироваться искусственно.

 

Теория кластеризации была разработана Портером. Он же дал определение кластерам предприятий. Портер под кластером понимает «сконцентрированные по географическому признаку группы взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков, поставщиков услуг, фирм в родственных отраслях, а также связанных с их деятельностью организаций (например, университетов, агентств по стандартизации, торговых объединений) в определенных отраслях, конкурирующих, но при этом ведущих совместную работу» [4, с 256].

 

Однако в его теории имеется существенный недостаток – Портер не придает особого значения формам собственности компаний, которые входят в сеть.

 

Кроме того, портеровское определение не дает четкого понимания экономического содержания кластера. Здесь возникает ряд вопросов: это компании одной отрасли или разных? Какова их форма собственности? Являются ли кластеры холдингами по своей сути? Действуют они в одной отрасли, в одном районе, в одной нише? Дать ответы на поставленные вопросы удается не всегда. Если эти компании в рамках собственности одной, то холдинг – это наиболее подходящее для этого определение. Если они юридически независимы, то их нельзя назвать холдингами.

 

Однако необходимо отметить, что у М.Портера строго различаются понятия кластера отраслей, или родственных отраслей и кластеров предприятий. Но в любом случае, с уверенностью можно утверждать, что это проявление квазиинтеграционного процесса.

 

Более того, можно дать еще одно определение: «кластер – это сеть поставщиков, производителей, потребителей, элементов промышленной инфраструктуры, исследовательских институтов, взаимосвязанных в процессе создания добавочной стоимости» [6].

 

Если кластер это сеть, то чем же она отличается от Network объединений? И более того, каков характер взаимоотношений внутри сети? Какие обязательства по управлению активами? Какие по юридическому статусу компании входят в эту сеть? И снова вопросы без ответа. В целом, необходимо отметить, что определение кластера основывается на учете положительных синергетических эффектов региональной агломерации, т.е. близости потребителя и производителя, сетевых эффектах и диффузии знаний и умений за счет миграции персонала и выделения бизнеса [7, с. 8-9].

 

Таким образом, современное развитие экономики позволяет портеровское определение кластеров уточнить: кластер (в большей степени промышленный) предполагает собой группу географически соседствующих и интеграционно взаимодействующих компаний и связанных с ними организаций, функционирующих в определенной отраслевой (многоотраслевой) сфере и взаимодополняющих друг друга.

 

В России теорией кластеров занимается В.П.Третьяк. По его мнению, создание кластеров предприятий должно ощутимо оживить работу малого бизнеса [8, с. 5]. Государство должно поощрять создание кластеров малых предприятий, помогать преодолевать административные барьеры. И, прежде всего, именно региональные власти должны стремиться к созданию на территории своих субъектов кластеров предприятий и оказывать им всяческую поддержку.

 

Таким образом, расширение кластеризации предприятий выгодно государству. С точки зрения национальной экономики, результативность функционирования малых предприятий в кластере можно оценить, во-первых, количеством созданных рабочих мест, во-вторых, увеличением среднего класса, который считается опорой любой экономической системы.

 

Результативность функционирования малого бизнеса в кластере так же можно оценить с точки зрения отраслевого рынка. В этом случае рассчитывается показатель доли малого бизнеса в выпуске отраслевой продукции. По некоторым международным нормам такой долей могла быть 30% в отраслевом предложении [9, с. 2].

 

Кроме того, с точки зрения субъекта рынка результативность функционирования малого бизнеса в кластере, следует оценивать показателями самого кластера. Это такие показатели, как: прибыльность, восприимчивость инновациям, финансовые потоки и т.п.

 

Наконец, стремление войти в тот или иной кластер конкретной малой фирмы, также можно рассматривать как показатель эффективности функционирования, который назовем показателем популярности кластера.

 

Более того, Третьяк считает, что единственный способ сохранения малых фирм в условиях глобализации и возрастающей международной конкуренции заключается в объединении их в кластеры.

 

Таким образом, формирование кластеров предприятий процесс объективный, вне зависимости от того, каким образом они создаются. Более того, формирование их возможно и в том случае, если предприятия, его формирующие, ранее никогда не имели деловых контактов между собой. Наиболее важным здесь является наличие достаточного уровня доверия между его участниками.

 

Кластеры предприятий есть продукт трансформации природы фирмы в условиях глобализации экономики. Когда из своеобразного изолированного «черного ящика», меняя свои границы в зависимости от конъюнктуры рынка, фирма превращается в структурированную глобальную корпорацию с центрами прибыли и монопольно господствуя на этом отраслевом рынке. Это с одной стороны.

 

С другой же стороны, интеграционные процессы меняют конфигурацию участников рынка и порождают квазиинтеграционные фирмы (в том числе и кластеры предприятий). В обоих случаях происходит трансформация границ фирмы. Следовательно, кластер является совокупностью практически не обладающих рыночной властью, юридически самостоятельных предприятий, ведущих согласованный и скоординированный бизнес [5, с. 117].

 

 Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод: формирование кластеров носит объективный характер и является актуальным явлением.

 

Литература:

1. Малые предприятия в системе кластеров за рубежом.URL: http://technet.ru.

2. Брче, А.М. Управление производственно-торговым комплексом на основе кластерного подхода. // А.М. Брче. URL : www.e-rej.ru.

3. Ахмадеев М.Г., Багутдинов Р.Г. Разбросанные зерна: Кластерные стратегии в агропромышленном комплексе. // Российское предпринимательство. 2007. № 8 (2). С. 38-42.

4. Портер, М.Э. Конкуренция. / М.Э. Портер. М.: Издательский дом Вильямс, 2005.

5. Третьяк, В.П. Кластеры предприятий / В.П. Третьяк. М.: Август Борг, 2006.

6. Ялов Д.А. Кластерный подход как технология управления региональным экономическим развитием. // Компас промышленной реструктуризации. 2003. № 3 (4). URL : http://www.compass-r.ru.

7. Третьяк, В.П. Кластеры предприятий. М.: Август Борг, 2006. 132 с.

8. Ульянов, К. Растущие величины малой экономики. / К. Ульянов // Российская газета. 26 августа 2006. № 189 (4155). С. 5.

9. Третьяк, В.П. Кластеры предприятий: пути создания и результативность функционирования. / В.П. Третьяк. URL: http // www.ecsocman.edu.ru

 

Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz