Главная
Регистрация
Вход
 
Четверг
19.10.2017
11:48
Приветствую Вас Гость программы | RSS

РЕСУРСНО-ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЦЕНТР

ЭКОПОСЕЛЕНИЙ В КАРПАТСКОМ РЕГИОНЕ
 
реализует: Программу создания экопоселения "Звездный ветер"

Форма входа

Статистика

 


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Участников Программы 0

 


Новости Программы

Конференции, семинары, мастер-классы [0]
Новости Рабочей группы розработчиков Стратегии [0]
Новости Программы "Звездный Ветер" [1]


Меню РИЦ


 Анализ кластерной политики 

Анализ зарубежного опыта повышения отраслевой, региональной и национальной конкурентоспособности на основе развития кластеров

В последнее десятилетие в политике экономического развития зарубежных стран возрос интерес к концепции кластеров и кластерному подходу. Кластерная политика широко распространена как в виде четко определенной политики, так и в виде других политических инициатив, таких как региональные стратегии или мероприятия по поддержке локальной системы производства. С появлением политических инициатив соответственно возрос интерес к факторам, которые влияют на успех применения кластерной политики. При разработке стратегий развития внимательно изучаются примеры успешных практик и оценивается их применимость к конкретным регионам.

В последние годы различные европейские и американские организации проводили исследования развития кластеров и кластерных инициатив в США, странах Европейского Союза и Азии.


Изучение кластерной политики фокусируется на практических аспектах разработки политики, примерах хороших практик и факторах, влияющих на успешное применение политики. Кластерная политика рассматривается в рамках ее «жизненного цикла» или стадий разработки от начального замысла до оценки выполнения:




  • Исследование региональной экономики с целью выбора и определения цели кластеров и методологии, используемые для идентификации и отбора целевых кластеров;


  • Исследование существующей нормативно-правовой базы с точки зрения кластерного подхода;


  • Разработка кластерно-ориентированной политики, включая механизм корректировки кластерной политики;


  • Реализация кластерной политики в виде программы мероприятий по поддержке развития кластеров в регионе;


  • Мониторинг и оценка выполнения кластерной политики и развития кластеров в регионе;


  • Критические факторы успеха – изучение хороших практик и выявление локальных факторов, влияющих на развитие кластеров в регионе.

Отсутствие единого определения кластера и множественность интерпретаций кластерной концепции привело к разнообразию практических подходов к кластерной политике. Среди западных аналитиков существует мнение, что кластерная политика как таковая не существует, по крайней мере, в виде четко определенного набора политических инструментов (как, например, инвестиционная политика). Кластерные стратегии и программы используют меняющийся набор различных подходов и инструментов и обычно содержат никогда не повторяющиеся сочетания аналитических приемов и политических методов, часто заимствованных из других областей политики. В этой связи важно понять, каким образом кластерные политики собирают ключевые аспекты других областей, таких как промышленная политика, инновационная и технологическая политика, политика регионального развития и т.д.


Таким образом, кластерная политика может заимствовать из промышленной политики фокусирование на отдельных секторах экономики и специфические для этих секторов мероприятия, то есть технологическую направленность. От политики территориального развития кластерная политика перенимает осознание того, что экономический рост зависит от взаимодействия бизнеса, научных и образовательных институтов и более широкого бизнес-окружения (рынок труда и инфраструктура), то есть сетевую направленность. И, наконец, из политики поддержки малого и среднего бизнеса кластерная политика перенимает важность развития малого бизнеса, то есть аспекты, связанные со спецификой компаний. Совмещая роль технологического развития, отношения взаимосвязанных экономических секторов и рост частного бизнеса, а также различные инструменты, связанные с каждой областью политики, можно сделать вывод, что конкурентные преимущества базируются на комбинации этих различных областей политики.


Фокусом кластерной политики является самоукрепление бизнес-сетей (в большей степени, чем отдельных компаний), а также факторы, влияющие на конкурентоспособность секторов (такие как доступность определенных компетенций, технологий и финансов). Кластерная политика осуществляется через сеть, в которой поддержка политики не централизована, а распределена среди различных общественных и частных агентов, которые координируются в рамках общих стратегических целей.


Различные исследования кластеров в европейских странах выявило существенные различия в политиках развития кластеров. Можно выделить два типа различий. Во-первых, кластерные политики различных регионов заметно различаются масштабами. В финансовых терминах, ресурсы, направленные на развитие кластеров, варьируются от значительных стратегических бюджетов (Северный Рейн-Вестфалия, Шотландия) до финансирования отдельных небольших проектов (Франция). Второй аспект касается различий в непосредственных целях и инструментах кластерной политики. Политика в Лимбурге (Нидерланды) и Тампере (Финляндия) в значительной степени сфокусированы на поддержке сетевых взаимодействий между участниками кластера, в то время как в Шотландии (обладающей большими ресурсами) поддержка сетей является всего лишь одним из ряда мероприятий политики. Кластерная политика во Франции заключается в поддержке проектов, сфокусированных на специфические сектора. Только в отдельных случаях политика поддерживает каждый аспект развития кластера. При этом не всегда понятно, понимают ли разработчики политики важность других аспектов развития кластера, или просто решают, что другие аспекты не требуют специальной поддержки.


Кластерный подход в политике может принимать различные формы:




  • отдельная политика с четко определенной стратегией и выделенным бюджетом, которая охватывает ряд промышленных секторов и различные аспекты развития кластеров;


  • политика, сфокусированная на некоторых аспектах развития кластеров, таких как сетевые взаимодействия среди бизнеса или между бизнесом и исследовательскими организациями;


  • политика, которая является элементом других стратегий экономического развития. Например, в Восточной Швеции поддержка развития кластеров является одним из направлений местного Соглашения о региональном развитии, в Лимбурге это программа региональной инновационной стратегии, в Северном Рейне-Вестфалии поддержка кластеров прорезает горизонтально многие приоритеты и мероприятия региональной стратегии Цель-2;


  • общая цель в серии других несогласованных мероприятий, нацеленных на конкретную отрасль, например, в Арве Вели, Франция, где местные и национальные мероприятия нацелены на развитие металлорежущей промышленности в регионе.

Кластерная политика представляет новое направление в политике экономического развития.


Анализ региональных кластеров является первой стадией разработки кластерной политики. Кластерный анализ занимает место между двумя формами экономического анализа. С одной стороны, кластерный анализ не фокусируется на системных проблемах макроэкономического уровня, где взаимосвязь между изменениями в экономике в целом и деятельностью отдельных бизнесов не всегда ясна. С другой стороны, кластерный анализ не направлен на изучение отдельных компаний. Компании не рассматриваются как отдельные единицы, взаимодействующие с недифференцированным экономическим окружением, они помещаются в контекст их рынков поставщиков и потребителей, часто как часть производственной цепочки стоимости, которая не ограничивается одной отраслью.


Преимущество кластерного анализа состоит в том, что он не ограничивается традиционной классификацией производственной деятельности. Таким образом, кластерная политика не является традиционной отраслевой политикой, так как инструменты кластерного анализа определяют кластеры не только в рамках традиционных отраслей.


Кластерный анализ проводится в два этапа. На первом этапе региональная экономика обследуется на предмет существования работающих или потенциальных кластеров. На втором этапе осуществляется детальное обследование выявленных кластеров, для которых затем будет разрабатываться политика поддержки (рис. 1.1).


Любая политика в направлении поддержки региональных кластеров начинается с определения уже существующих в регионе кластеров. Рассматривая региональную экономику через призму различных местных производств и инновационных систем, региональные власти точнее могут определить меры равномерного воздействия и поддержки своих кластеров.


Наиболее известной моделью описания разных элементов кластера считается «бриллиантовая» или ромбовидная модель (diamond model), предложенная Майклом Портером и Гарвардской школой бизнеса. В данную модель вошли:




  • структура компании и конкуренция;


  • локальные потребности;

  • смежные компании и компании поддержки;

  • факторные условия (навыки, инфраструктура, научное исследование, капитал).


Другой повсеместно используемой моделью, представленной SRI International, является модель в виде пирамид. В ней наверху расположены ведущие компании-экспортеры, затем ниже поставщики и поставщики услуг, в заключение, в виде основания, пять основополагающих факторов:




  • квалифицированные и адаптируемые трудовые ресурсы


  • доступная технология


  • доступность капитала


  • прогрессивная материальная инфраструктура


  • налоги и законодательство в области конкуренции.

Региональные власти могут взять за основу любую из предложенных методологий, но началом любых действий должен быть анализ существующих в региональной экономике кластеров, причем анализ начинается с распознавания и моделирования кластера, продвигаясь к координации работы и развитию данного кластера с учетом местных особенностей.



Стадия 1 Идентификация кластеров


Существует достаточно много определений понятия кластера, что объясняется разными подходами и характером организаций, занимающихся этой проблемой. Так государство и государственные органы склонны к максимально расширительной трактовке кластера, приближая его к административным границам тех или иных территорий. Они используют обычно очень широкие, общие определения, основанные, например, на масштабах занятости, потенциале экономического роста, политическом весе региона и т.п. Такой подход приводит к тому, что кластерами называются достаточно широкие категории и сферы бизнеса, такие как металлургия, профессиональные услуги, туризм и т.д., хотя они не имеют ничего, чтобы связывало их в единую производственную систему.


Второй подход характерен для академических и исследовательских кругов. Для него характерен поиск количественных показателей и параметров, необходимых для проведения статистического и экономического анализа, таких как стандартные промышленные классификации отраслей, показатели экономической агломерации и транзакционные потоки. Это ведет к использованию традиционных методов анализа экономического развития и региональных исследований, таких как географическая концентрация занятости и производства, коэффициенты локализации (для сравнения данного уровня специализации со средним по стране), межотраслевой анализ (для оценки локальных потоков производства и потребления). Примером такого подхода может служить исследование Отделения городского и регионального планирования университета штата Северная Каролина, в котором на основе коэффициентов локализации и межотраслевых потоков продукции выделяются в рамках экономики штата 23 промышленных кластера.


В другом исследовании выделение кластеров осуществляется в рамках всей страны на основе формул взвешивания по таким показателям, как размеры производства, интенсивность концентрации производства и относительное значение для локальной экономики, темпы роста, интенсивность межотраслевых связей. С помощью такого подхода в экономике США было выделено 380 кластеров в таких сферах, как наукоемкая обрабатывающая промышленность, промышленность потребительских товаров и др., на которые приходится 57% всей рабочей силы страны, 61% валового внутреннего продукта, 78% общенационального экспорта.


Наконец, третий подход, характерный для различных бизнес-школ, развивает региональные кластерные модели, основанные на сравнительных конкурентных преимуществах на глобальных рынках, которые связанны с такими факторами, как уровень конкурентоспособности, характер предпринимательских сделок, специализированная инфраструктура, развитый локальный потребительский спрос. Наиболее широко применяемой моделью из этого ряда является модель Майкла Портера.


Лишь немногие из моделей адекватно описывают процесс динамики кластеров. Они не объясняют механизма функционирования кластера, как взаимодействуют между собой компании, имеет ли место такое взаимодействие и как оно создает синергетический эффект. Число компаний и занятых, наличие ресурсов, близость к потребителям, конкуренты, а также компании, поставляющие комплектующие, материалы и услуги для достижения эффекта агломерации - это только часть факторов, способствующих развитию кластеров и регионов, в которых они расположены. Не менее важную роль играют потоки информации, технологический прогресс, инновации, профессиональный уровень рабочей силы, потоки капитала и рабочей силы внутри кластера и вне его.


Обычные методы исследований не подходят для анализа процессов агломерации и динамики социальной инфраструктуры и поэтому не позволяют отличить простую концентрацию промышленности от функционирующего кластера.


Текущая работа производственной системы кластера еще труднее поддается традиционным методам анализа, поскольку протекает часто в форме деятельности профессиональных, предпринимательских и общественных ассоциаций и неформальных объединений. Она зависит от установившихся стандартов взаимодействия и уровня доверия между компаниями. Отсутствие таких стандартов и механизмов взаимодействия является отличительной чертой латентных и потенциальных кластеров и одновременно ключевым фактором успеха работающих кластеров.


Именно динамика кластера, а не размеры и индивидуальные характеристики компаний являются ключевым фактором синергии кластера и его конкурентоспособности.


Для идентификации региональных кластеров часто используется двухступенчатый анализ. На первой ступени проводится "внутренний" анализ экономики: оценка сильных и слабых сторон, проблем и возможностей для всей региональной экономики (SWOT-анализ). Для определения важности кластера для экономики региона используется набор количественных характеристик, включающих численность занятых в кластере или оборот кластера (а также динамика за период времени), доля экспорта кластера в экономике региона, темп возникновения новых компаний.


На второй ступени проводится "внешний" анализ: путем сравнительного анализа определяется международная значимость кластера. Этот тип анализа имеет ряд преимуществ, таких как акцентирование роли некоммерческих образований в экономике, в частности исследовательских организаций.


Наиболее эффективный анализ состоит из набора качественных методов (в частности, экспертная оценка региональной экономики) в сочетании с набором количественных методов. Индикаторы, применяемые для анализа, должны отражать не только внутреннюю мощность кластера по отношению к остальной экономике, но также его положение на внешних рынках, в частности в сравнении с другими регионами.


Таким образом, качественный анализ очень важен для идентификации потенциальных и возникающих кластеров, когда появляющиеся новые области компетенций невозможно измерить как экономическую деятельность. Такой анализ также важен для оценки будущего рынка и технологических трендов, которые могут повлиять на международное положение кластера.


Существует целый набор методов для идентификации и анализа региональных промышленных кластеров, начиная от простых методов определения уровня специализации (коэффициенты локализации) до технологии межотраслевых балансов.


Распространенным методом определения региональных кластеров является использование экспертных оценок и других механизмов сбора необходимой экономической информации. Региональные эксперты, руководители бизнеса, официальные представители власти и другие лица, принимающие решения, являются важным источником информации о тенденциях регионального промышленного развития, его основных особенностях, сильных и слабых сторонах. Хотя сбор экспертной информации о региональной экономике может оказаться эффективным с точки зрения издержек и объема такой информации, отсутствие достаточной систематичности не позволяет делать глубокие обобщения. Экспертные оценки наиболее часто применяются при микроанализе региональных промышленных кластеров.


Очень популярным методом выявления региональных промышленных кластеров является использование коэффициентов локализации. Коэффициент локализации - это соотношение удельных весов занятости населения в определенных отраслях промышленности: например, удельный вес отрасли \ в совокупной численности занятых региона по отношению к удельному весу этой же отрасли в общей численности занятых по стране в целом. Коэффициент локализации (КЛ) равной 1.0 означает, что данный регион имеет тот же удельный вес отрасли по показателю занятости, что и страна в целом. Коэффициент локализации, превышающий значение 1,25 означает, что можно говорить о начале специализации региона на данном конкретном секторе хозяйства.


Традиционное использование коэффициентов локализации дает мало информации о региональных промышленных кластерах. Это отраслевой метод анализа и поэтому ничего не говорит о взаимозависимости различных секторов экономики. Этот метод целесообразно использовать в совокупности с другими методами кластерного анализа.


Исследование кластеров с помощью межотраслевых балансов. Эксперты по региональному промышленному развитию уже давно используют такие методики группировки отраслевых секторов, как теория графов, факторный анализ и т.д., в основе которых лежат межотраслевых связи. В некоторых странах Западной Европы методология межотраслевых балансов основана на анализе матриц инновационного взаимодействия, а не матриц межотраслевых потоков продукции. Инновационные матрицы описывают потоки инноваций между их производителями и потребителями. Принципиальным преимуществом инновационных матриц заключается в акценте на действительную инновационную взаимозависимость и взаимодействие отраслей. Недостатком таких матриц являются высокие издержки по сбору информации и статистических данных, а также сложности с концептуальным обоснованием проводимых обследований.


Сравнительно новым методом выявления промышленных кластеров является сетевой анализ связей между компаниями и отраслями хозяйства. Наиболее объективными статистическими данными для такого анализа являются инновационные межотраслевые балансы, хотя при этом также используются опросы региональных экспертов и другие качественные данные о связях между региональными отраслями. Главной проблемой графического сетевого анализа региональных промышленных кластеров заключается в интерпретации выявленных сложных связей. Развитие и разработка более качественной технологии графического анализа и соответствующего программного обеспечение является потенциальной и перспективной областью в исследовании промышленных кластеров.


Специальные обследования. Для выявления местных, региональных и межрегиональных моделей обмена можно проводить исследования деятельности региональных компаний. Однако такие обследования промышленных кластеров достаточно дороги. Поэтому методы обследований целесообразно использовать в ограниченных масштабах и лишь вместе с другими количественными методами.


Какая бы методика ни была выбрана, отправной точкой региональной промышленной стратегии выступает анализ процессов кластеризации, выявление региональных кластеров и механизмов их функционирования и развития.


Регионы имеют в своем распоряжении различные методики для выявления кластеров, основанные на показателях концентрации, масштабов производства, наличия производственных и технологических цепочек и др. Важнейшим элементом этого процесса является определение логики формирования компаний в единый кластер, которое может происходить на базе производства общих товаров, использования похожих производственных процессов, общих цепочек добавленной стоимости, ключевых технологии, требований к уровню квалификации рабочей силы или близости к природным ресурсам.


Получение статуса кластера имеет большое политическое значение для его компаний, поскольку привлекает внимание со стороны финансовых агентств, позволяет получать помощь в выстраивании международной репутации, "раскручивании" рыночной торговой марки, привлекает в регион дополнительные ресурсы. Статус кластера имеет важное значение для властей регионов, поскольку развивает и усиливает их экономику, стимулирует экономический рост и ускоряет решение социальных проблем, создавая условия для успешного развития более отсталых территории.


В процессе анализа также необходимо выявить типы кластеров, которые могут поддерживаться региональной политикой. С точки зрения политики, среди множества способов классификации кластеров интерес представляют те, которые дают представление о том, каким образом кластер поддерживает свою конкурентоспособность. В этом контексте, конкурентоспособность кластера зависит от качества внутренних сетевых взаимодействий или взаимосвязей между бизнесом и источниками исследований и технологий. Таким образом, с точки зрения кластерной политики кластеры определяются как управляемые цепочкой стоимости либо как основанные на уникальной компетенции. Такое деление важно для разработки политики, так как в первом случае внимание уделяется внутрисекторным связям между компаниями, в то время как во втором случае оно фокусируется на специфической области компетенции, которая может быть связана с компаниями в других секторах и отраслях.


Кластеры, управляемые цепочкой стоимости, проще определить с помощью традиционной промышленной классификации, включающей сопутствующие отрасли. Например, автомобильный кластер строится вокруг ключевой цепочки создания стоимости, которая соединяет производителей автомобилей с их поставщиками, которые в свою очередь связаны с производителями специального оборудования, электроники и материалов.


Политика, поддерживающая развитие такого типа кластеров, будет в значительной степени секторно-ориентированной, сфокусированной на взаимосвязанности участников и разработана с учетом потребностей конкретных секторов экономики.


Кластеры, основанные на компетенции, зависят от наличия в регионе особой технологии или экспертных знаний. Такие компетенции могут определяться как исследовательские ресурсы или особые технологические возможности. В любом случае, ключевым моментом являются не связи поставщиков внутри сектора, а использование некоего общего неявного знания или умения в разных видах экономической деятельности. Примером такого кластера служит кластер металлообработки во Франции, где компании кластера заняты схожей деятельностью, при этом они связаны с различными цепочками создания стоимости в других отраслях и других кластерах, обычно выходящих за пределы региона.


Значимость такого типа кластеров заключается в том, что они способствуют расширению экономической деятельности в регионе, укреплению существующих отраслей и стимулируют рост новых видов экономической деятельности с более мощными технологиями.


Стадия 2 Отбор кластеров


Вторая стадия кластерного анализа заключается в отборе целевых кластеров для дальнейшей поддержки средствами кластерной политики. Не все идентифицированные кластеры в регионе могут быть объектом поддержки со стороны регионального правительства. Ограничения могут быть обусловлены рамками бюджета либо желанием испытать новый подход на примере нескольких пилотных кластеров.


Критерии отбора могут быть не только чисто экономическими. Среди целевых кластеров могут быть не только крупнейшие в экономике региона. Здесь большее значение имеет понимание, насколько политические меры могут повлиять на развитие кластера.


При выборе целевого кластера необходимо учитывать тот факт, что он должен не только отражать экономическую мощность и потенциал, надо также учитывать политические и практические факторы, определяющие необходимость обеспечить широкую поддержку этой политики в регионе.


Желание частного сектора участвовать в политической поддержке является критическим фактором развития и продвижения кластера.


Выбор кластеров также должен отражать разнообразие, в то же время, сохраняя комплементарность (дополняемость). Часто в рамках одной политики успешно поддерживаются кластеры разных типов (управляемые цепочкой ценности и основанные на компетенции, возникающие и зрелые). Политика более эффективна, когда кластеры имеют важные области пересечения, что позволяет развивать новые технологии и потенциальные кластеры, а также стимулирует развитие кооперации за пределами традиционных отраслевых границ.


Применение кластерного подхода к существующей политике


Одновременно с применением концепции кластеров к региональной экономике также важно изучить возможность существующей политики поддерживать кластерный подход. В некоторых случаях кластерная политика достаточно легко сочетается с существующей экономической политикой. Иногда требуется значительно перестраивать существующую политику, так как разработанный кластерный подход значительно отличается.


Ключевой момент разработки кластерной политики - определение соответствия существующей политики кластерному подходу. В этом контексте существует два практических аспекта: мотивация политиков в применении кластерного подхода (ценность кластерного подхода) и обеспечение поддержки новой политики со стороны основных экономических участников региона, как из частного, так и из государственного сектора (демонстрация ценности нового подхода другим участникам).


Ценность кластерного подхода. Кластерный подход вносит значительные преимущества в сам процесс разработки политики, и его ценность можно рассматривать с трех позиций. Во-первых, кластерный подход позволяет более эффективно сфокусировать политику. При этом не возникает угроза усиления секторно-ориентированной (отраслевой) политики.


Во-вторых, кластерный подход полезен для интеграции политики. На уровне проектов кластерный подход поддерживает концентрацию различных мероприятий вокруг одной приоритетной промышленности. Мероприятия и проекты также могут интегрироваться на уровне отдельных кластерных программ.


В-третьих, кластерный подход является эффективным источником политической информации. При использовании кластерного подхода может быть собрана более детальная и полезная информация о секторах экономики. Благодаря активному вовлечению частного сектора, актуальная информация о состоянии кластера и оценка его потребностей может быть эффективно использована при разработке политики.


Как упоминалось ранее, кластерная политика может включать сегменты "старых" политик и планов мероприятий, при этом придавая им новое значение.


Поддержка кластерного подхода. Для того, чтобы кластерный подход укрепился в регионе, необходима поддержка основных политических сил региона. Для этого необходимо, чтобы кластерный подход продвигался отдельным агентством либо разрабатывался в условиях политического консенсуса. В случае продвижения кластерной политики отдельным агентством, большего успеха можно добиться, когда это агентство является основным поставщиком финансирования для реализации политики в регионе.


Кластерный подход также можно развивать в условиях полного консенсуса политических организаций.


Мониторинг и оценка выполнения кластерной политики


При оценке эффективности кластерной политики необходимо не только найти способ отслеживания влияния кластеров (через принципы "оптимальное соотношение цены и качества" и рентабельности), но и принять более широкую цель: выработка более четкого представления о процессах, посредством которых можно стимулировать развитие кластеров. Задача оценки состоит не просто в определении эффективности тех или иных программ и мероприятий, а в установлении значимости кластерного подхода. Поэтому в настоящей работе далее дается обзор существующих способов оценки кластерной политики, а также перечислены методологические и концептуальные проблемы, связанные с применением кластерного подхода.


Чтобы в наибольшей степени способствовать повышению эффективности экономической политики, оценка результативности должна выполнять несколько функций, начиная от традиционной функции учета, с помощью которой выявляется, насколько данная политика способствует достижению тех или иных экономических целей, и заканчивая политическими функциями, четкое определение которых затруднено.


Развитие процедур оценки политики экономического развития в Европе было продиктовано как тем, что задаче поиска "оптимального соотношения затрат и результатов" придается высокая значимость, так и различными процедурными и политическими соображениями, хотя их принято рассматривать как отдельные, не связанные элементы одного и того же процесса оценивания результативности. В отношении региональной (или территориальной) политики развития (особым направлением которой, является кластерная политика) следует отметить, что важность оценки экономической политики на региональном уровне складывается под совместным влиянием четырех причин:


" возрастающая политическая потребность к определению экономической эффективности проводимой политики;


" потребность правительства на всех уровнях государственного управления в учете государственных расходов и определению добавленной стоимости;


" операционные интересы разработчиков экономической политики, состоящие в том, чтобы повысить эффективность предлагаемых мер;


" стремление проверить на практике связь между проводимой политикой и развитием территорий, возрастающее по мере возникновения новых подходов к стимулированию регионального развития.


Наряду с этим, статус оценки эффективности политики был также повышен благодаря требованиям, предъявляемым к этой политике на региональном и общенациональном уровнях, которые состоят в необходимости соответствовать ряду внешних ограничений (например, требованиям, накладываемым Структурными Фондами). Европейская Комиссия приложила немало усилий к тому, чтобы затраты на осуществление политики развития регионов обязательно сопровождались оценкой результативности такой политики. Это вызвало цепную реакцию по внедрению оценки во все виды политики развития территорий, так как Общеевропейские и национальные (или региональные) источники финансирования тесно взаимодействуют между собой.


Для оценки результатов проведения политики используют следующие группы данных:




  • o исходные данные для мероприятия или программы (например, бюджетное финансирование, выделяемое на то или иное мероприятие);


  • о фактические действия, предпринятые согласно мероприятию или программе (например, количество выданных грантов или количество профинансированных проектов);


  • o прямой продукт проведенной политики, обычно представляемый как изменения в поведении бенефициара в результате данной политики (например, количество центров подготовки, финансируемых в рамках данного мероприятия);


  • o непосредственные результаты поддержки со стороны бенефициаров, обычно понимаемые как изменения в работе бенефициаров вследствие получения прямых продуктов проведенной политики (например, общее количество рабочих мест в фирме, созданной согласно проведенному мероприятию);


  • o окончательное, более широкое влияние проведенной политики, для оценки которого учитываются как непосредственные бенефициары, так и "косвенные" бенефициары (например, дополнительное количество рабочих мест, созданных как в фирме, являющейся непосредственным бенефициаром, так и в других фирмах).

Множество задач оценки результативности экономической политики можно разделить на две крупные категории - промежуточная и итоговая оценка.

 

К формирующей (промежуточной) оценке относятся оценка исходных данных, фактических действий и продуктов политики. К суммирующей (итоговой) оценке относятся оценка результаты проведения политики и влияние политики.


Формирующая (или промежуточная) оценка связана с эффективностью организации политики, с анализом того, как с помощью этой политики исходные данные преобразуются в фактические действия и продукты этих действий в рамках целевых объектов, заданных разработчиками политики. Этот аспект оценки нацелен на механизмы, обеспечивающие осуществление политики. Выводы, полученные с помощью промежуточной оценки, необходимы прежде всего для улучшения административной сферы проведения политики.


Суммирующая (итоговая) оценка направлена на эффективность действий в рамках политики, на измерение того, насколько важным оказалось ее влияние на целевые группы (через непосредственные результаты) и на экономику в целом (через ее влияние). Результат такой оценки в большей степени позволяет судить о фундаментальных целях и методах проведенной политики, чем об организации ее проведения, и, в результате, может привести к пересмотру программ или мероприятий, а в некоторых случаях, и к их замене на какой-либо более эффективный подход.


Перед тем как рассматривать специфические характеристики оценки кластерной политики, важно вначале выяснить, что отличает кластерную политику от остальных форм политики регионального развития. Утверждается, что кластерная политика представляет собой новую эволюционировавшую форму (или, более точно, объединенную форму) нескольких направлений в традиционной политике, в особенности, связанных с региональным развитием и развитием бизнеса. Соответственно, разработчики кластерной политики представляют себе пространственный экономический рост как явление, зависящее от взаимодействия предприятий, исследовательских учреждений (таких как университеты) и более широких факторов "окружающей среды", таких как рынок труда


Поиск

Copyright MyCorp © 2017
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz